Теплоход «Заря» для речного путешествия

Каталог теплоходов

Теплоход «Заря» для речного путешествия

Отправляясь в путешествие по несудоходным небольшим рекам России, многие туристы нередко могут встретить водометные глиссирующие теплоходы, напоминающие автобусы. Что это за суда?

Как проектировалось судно

Проект теплохода «Заря» был создан ленинградскими конструкторами и учеными. Серийное строительство этого судна началось в Москве. Во время проектирования работники столкнулись с рядом сложных проблем. В первую очередь – это необходимость обеспечения скоростной транспортировки большого количества пассажиров (от 60 человек) в условиях мелководья, засоренности древесиной, на реках с извилистым узким фарватером, без наличия причалов и подобных сооружений.

Для таких условий вес и размеры судна должны быть не просто минимальными. Они должны были позволять перевозить готовые речные теплоходы по железной дороге к месту службы от завода производителя. Теплоход должен был иметь ряд отличий от обычных речных видов транспорта, таких как «трамвайчики». Должна быть упрощена эксплуатация, увеличена надежность и скорость, а также повышена проходимость.

Готовый корпус

В итоге корпус получил необычную форму соотношение размеров, также удивила компоновка и общее расположение теплохода. Для корпуса был выбран легкий сплав АМг-5. Главной особенностью конструкции корпуса стали комбинированные своды. Если смотреть на носовую часть судна, она напоминает типичный глиссер. Небольшой подъем днища к носовой части позволяет подплывать к отлогому берегу довольно близко. За счет килеватостишпангоутов на миделе получилось защитить от попадания воздуха водомет. Примененные обводы в теплоходе «Заря» в целом дали возможность получить высокое качество гидродинамики и уменьшить ударные нагрузки во время хода в случае волнения реки.

Работа теплохода

В качестве движущей силы для этого глиссирующего теплохода был использован водометный комплекс. Таким образом, конструкторы установили полупогруженный водомет, который имеет поджатие выходного сечения не более 0,8. Следует понимать, что даже небольшое изменение величины поджатия струп может помочь добиться согласования работы ротора и двигателя. Когда открыт гребной винт, такое согласование осуществляется посредством изменения его диаметра и шага, что существенно сложнее. К тому же увеличение поджатия дает возможность отдалить появление кавитации, которая характеризуется торможением роста скорости при увеличении числа оборотов мотора.